пятница, 2 августа 2013 г.

Usability и UX в SharePoint

SharePoint далеко не идеален с точки зрения Usability, и это ни для кого ни секрет. Однако я заметил, что как ни странно, клиенты в большинстве случаев довольно спокойно относятся к "страшным", медленным и неудобным интерфейсам в интранете. Более того, когда я предлагаю даже незначительные UX-усовершенствования которые не занимают много времени на реализацию, клиенты склонны отказываться...

Клиенты нормально относятся к страшным и неудобным интерфейсам

Для публичных сайтов и для экстранетов еще можно что-то предлагать, но на интранетах все очень усердно пытаются сэкономить. Даже здесь, в Европе. Факт.


Почему это происходит и к чему это ведет

На самом деле это чистая психология, обычный пример иррационального поведения. Когда люди делают что-то для себя, они часто думают "и так сойдет", не осознавая, что в итоге вместо того чтобы улучшать производительность компании и сэкономить таким образом деньги, неудобный интранет приводит к рассеиванию концентрации и ухудшению производительности среднего работника, таким образом сжирая рабочее время каждого работника, что неминуемо ведет к скрытым финансовым потерям...

Invest in your own ass - говорит Скотт Хансельман, и это правильно. Только если сделать рабочий инструмент и окружение удобным, можно полностью сконцентрироваться на работе и достичь максимальных результатов.

Что делать?

Если вы общаетесь с клиентами непосредственно, попробуйте просто объяснить. Если люди умные - поймут.

Предлагайте только значимые UX-улучшения. Нет смысла улучшать интерфейс, который используется 1 раз в год. Оценивайте потенциальный эффект от введения UX-улучшения и не забывайте сообщить о своей оценке заказчику.

При разработке "с нуля", в ТЗ редко когда присутствует доскональное описание интерфейса. Пользуйтесь этим, и сразу проектируйте/делайте хорошие интерфейсы. Когда представляете прототип/готовый функционал заказчику, не забывайте упомянуть, что UX-оптимизация не займет/не заняла много времени, даже если это не так :)

Персональная выгода

Хорошо, клиенту это всё-таки нужно, и при большом желании его можно в этом либо убедить, либо пропихнуть ему удобный продукт. Но нам-то зачем это нужно? Что это дает нам, SharePoint-разработчикам, консультантам и т.п.?

Первое и самое очевидное, качественный и востребованный результат всегда дает фидбэк, причем всеобщий - и со стороны коллег, и со стороны начальства, и со стороны клиентов.

Важно: не стоит стараться делать качественно интерфейсы, которые редко используются и никому не нужны - они никакого фидбэка не принесут и это будет просто впустую потраченное время. Но вот зато на интерфейсах, которые действительно востребованы, стоит покорпеть!

Делать удобные интерфейсы - сложно и интересно. Наличие интересной работы - это ведь тоже элемент личной выгоды.

Кроме того, когда мы стараемся сделать интерфейс удобным, хотя бы просто думаем об этом, мы сразу начинаем задавать правильные вопросы о требованиях заказчика, мы начинаем больше думать о пользователях, которые это будут потом использовать... Меняется подход, и результат сразу получается качественнее. Когда мы больше думаем о пользователях, мы строим более правильную архитектуру проекта, и потом меньше приходится переделывать, когда дело доходит до реальной эксплуатации. Сокращается число костылей и решение становится гораздо проще поддерживать и развивать.

Проектирование удобных интерфейсов - это гораздо более правильный подход к разработке, чем проектирование "красивой" архитектуры

Иными словами, пытаясь создать удобный интерфейс, вы учитесь и совершенствуетесь в разработке, причем в правильном направлении.

Выводы

Знание Usability не выглядит востребованным для SharePoint разработчиков. Про это вас не спросят на собеседовании и скорее всего никто вас даже никогда не попросит сделать удобный интерфейс. Я знаю людей, которые много-много лет разрабатывают решения на SharePoint и вообще никогда не задумываются о UX...

И тем не менее, Usability - это такой скилл, который стоит развивать, и от которого выиграют все - и ваши клиенты, и ваша компания, и прежде всего - вы сами.

Что почитать/посмотреть

Если мало или ничего не знаете о UX, никогда не поздно научиться. Прежде всего, очень очень очень рекомендую прочитать Apple UX Guidelines. Я не любитель Apple, и я даже совсем не планирую покупать iSomething - но гайдлайны по юзабилити у них написаны просто блестяще! Серьезно. Читается, как худлит :)

Я уже писал про ajax-паттерны, и еще раз порекомендую сайт AjaxPatterns.org - большинство паттернов представленных на этом сайте имеют непосредственное отношение к Usability. Также есть сайты-коллекции юзабилити-паттернов, там тоже можно много интересного почерпнуть: например, посмотрите Patternry и UI-Patterns.

Любителям видеоконтента и по-русски: в свое время я прочитал 2 внутренних доклада по usability в Softline: UX1 и UX2.

В общем, читайте, смотрите, и совершенствуйтесь. И да пребудет с вами UX! :)

2 комментария:

  1. Есть смысл посмотреть "Worldwide Intranet Challenge (WIC): The organic intranet reports".

    Репорты платные, стоят немало но и пользы от них дофига.
    Кстати, по поводу "экономят даже тут в европе - это на основе какого количества клиентов и проектов? - сотня-две сотни? - или десяток?

    ОтветитьУдалить

Внимание! Реклама и прочий спам будут беспощадно удаляться.

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.